воскресенье, 19 октября 2008 г.

НДИ - в ногу со временем

24 сентября лидер партии «Наш дом Израиль» (НДИ) встретился с редакторами русскоязычных интернет-ресурсов и блоггерами. Встреча состоялась в тель-авивском ресторане «Баба Яга»

Сегодня недооценивать электронные средства массовой информации может лишь тот, кто вообще не познал возможности великой мировой паутины.

Пригласив на встречу представителей электронных СМИ, которые, как один, являются и блоггерами, лидер партии «Наш дом Израиль» немало удивил собравшихся признанием, что он далек от практического применения технологий в любом виде, в том числе не является пользователем интернета. Однако, идя в ногу со временем, он не может не воспринимать тенденции современной жизни. Интернет становится все более разнообразным. Сетевые СМИ становятся все более влиятельным инструментом в жизни общества. Помимо сайтов и порталов, ставших уже привычными для многих, влиятельную силу приобретают личные блоги и Живые Журналы, способные донести информацию, а количество их читателей не сравнить с тиражами печатных изданий. И потому господин Либерман решил уделить отдельное, особое внимание редакторам интернет-ресурсов и блоггерам, пригласив представителей самых популярных масс-медиа, независимо от их политической направленности: Newsru, IzRus, Мнения, Страна.ру, Наутилус, Zahav.ru, ISRAland, Курсор, Миг-Ньюс.

Чтобы обстановка встречи носила доверительный характер, Либерман предложил участникам встречи задавать интересующие их вопросы. Понятно, что в дни, когда победившая на праймериз в «Кадиме» Ципи Ливни занята формированием новой правящей коалиции и кабинета министров, многие вопросы были связаны именно с этим направлением.

Либерман разъяснил, почему НДИ считает неприемлемым сегодняшнее правительство:
- Наша партия считает, что логичнее всего пойти на выборы нового правительства. Сегодняшнее правительство, особенно правящая партия «Кадима», ответственны за две безумные авантюры: политику размежевания и 2-ю Ливанскую войну, - сказал Либерман. – Общий знаменатель нынешнего правительства – это боязнь выборов, которые повлекут потерю мандатов каждой из четырех партий, составляющих на сегодняшний день коалицию («Кадима», «Авода», ШАС, партия пенсионеров). Примерно 60-70 процентов представителей этих партий ясно представляют, что они не попадут в Кнессет нового созыва. Поэтому они стремятся любой ценой удержаться за кресла, при этом ничего не сделав для государства. Стране необходимо правительство, которое способно править и добиваться поставленных задач. Мы имеем правительство, которое не может решить ни одной проблемы. Гилад Шалит по-прежнему находится в плену, ХАМАС и Хизболла усиливают с каждым днем свою мощь, никто не решается на операцию в Газе. Все обещания, особенно данные русскоязычным избирателям, оказались сплошным обманом. «Кадима» провалила свои обещанные заверения, связанные с гражданскими браками, ничего не сделала в направлении реформы власти.

Либерман напомнил собравшимся ряд нелицеприятных моментов, с которыми правительство не сумело справиться. Так, остаются нерешенными проблемы студентов, высшего образования. Даже самая длинная в истории Израиля забастовка учителей не привела к какому-либо результату. А бежавшему из страны Азми Бшаре, который был приговорен судом к наказанию, не могут приостановить выплату пенсии. В качестве подарка на Рош а-Шана на его счет перечислили 8 тысяч шекелей! До сих пор стоит неколебимо дом террориста из Восточного Иерусалима, совершившего теракт в Мерказ а-Рав...

Отвечая на вопрос, почему НДИ в свое время присоединились к правительству Эхуда Ольмерта, Либерман сказал:
- Входя в правительство, с политической точки зрения мы сделали шаг, который противоречит здравому смыслу. Но, руководствуясь государственными соображениями, мы сочли такой шаг необходимым по двум причинам. В то время главной проблемой была армия, потому что целый ряд офицеров из высших чинов вышли в отставку, - армии была необходима передышка, чтобы заново сорганизоваться. Остро встала и другая проблема – Иранская ядерная программа. Мое заявление о том, что надо бомбить Тегеран, сделанное еще в 2001 году, встретил тогда массу насмешек. Входя в правительство, я заявил Ольмерту, что эта проблема вошла в критическую фазу, и необходимо траекторию политики перевести на Иран. В тот момент, когда я понял, что сосредоточить все усилия на иранском направлении не удастся, мы вышли из правительства. Стабильности государства способствует четкий курс, конкретная платформа. Когда таковых нет, нет смысла оставаться в таком правительстве.

Войдет ли НДИ в новую коалицию, если таковая будет создана?

Отвечая на этот вопрос, Либерман сказал:
- Я не исключаю, что новая коалиция будет создана, и просуществует два года до завершения каденции. Нам сулили золотые горы, на выбор предлагали всевозможные портфели: министра иностранных дел, министра финансов... Но мы, если понадобится, будем находиться в оппозиции эти два года. Невозможно, имея собственные позиции, плыть по течению, - на такое способна лишь дохлая рыба. Проблема израильского политического истеблишмента в том, он стареется угодить любому направлению, словно флюгер, и тут же выдает на-гора даже бредовые идеи, которые устраивают какой-либо группке интересантов. Слабость правительства, когда оно идет на любые уступки, является залогом его долговечности. Мы часто высказываем противоречащие прямому направлению мнения и взгляды, и я не собираюсь меняться. Задача лидеров – не плестись в хвосте общества, вести его за собой. Разумеется, как любой человек, я не застрахован от ошибок. Но, оглядываясь на прошлое, я и сегодня по главным позициям сделал бы то же самое.

- Как вам удалось завлечь в свои сети Дани Аялона? – спросили у г-на Либермана.

- Мы познакомились в 1996 году в Нью-Йорке, - прозвучало в ответ. – В то время Дани Аялон был заместителем главы нашей миссии в ООН. В 1997 году я привлек Аялона к работе в канцелярии Бениамина Нетаниягу. После этого Аялон был послом в Вашингтоне, советником трех премьеров нашего правительства: Нетаниягу, Барака и Шарона. Все эти годы мы поддерживали тесные и теплые отношения, в основном - неформальные, но и в политических взглядах мы сходились.

- Однако Дани Аялон поддерживал политику размежевания, а вы были ее противником, не так ли?

- Аялон не поддерживал политику размежевания, - заявил в ответ Либерман. – Любой профессиональный дипломат обязан выражать и представлять точку зрения государства, независимо, согласен он с ней или нет. Я знаю, что и в «Ликуде», и в «Кадиме», Дани Аялону сулили надежные посты и должности. К его чести, он отказался от всех посулов, и выбрал НДИ, хотя мы, находясь в оппозиции, ничего не можем ни предложить, ни пообещать, ни гарантировать Аялону. Сегодня я, как никогда, спокоен за НДИ - не только в связи с личностью Аялона, но и судя по другим обращениям в нашу партию. Однако мы ничего не можем предложить людям, проявившим интерес к НДИ и пожелавшим познакомиться с возможностью баллотироваться в нашем списке. Поэтому я не оглашаю имен целого ряда политиков, генералов, промышленников и т.д., обращавшихся к нам, и выдвигавших определенные требования. Кто желает присоединяться, как Аялон, из политической солидарности, безо всяких условий, - «Наш Дом Израиль» для них открыт.

В 1999 году, когда мы начинали свою партийную карьеру, такое было невозможно даже представить себе: израильский посол в Вашингтоне присоединится к НДИ. Тот факт, что Аялон примкнул к нам без всяческих предварительных требований, говорит о нашей политической зрелости. За последние полтора года у меня неоднократно бывала возможность убедиться, что народ воспринимает нас как реальную силу, а не как эпизод в политической жизни страны.

Если возвратиться к вопросу о критике: наши противники всегда выискивают подвохи, чтобы лишний раз нас лягнуть. То нас упрекали, что мы отстаиваем интересы коренных израильтян, и не смотрим в сторону репатриантов. Затем стали корить в секторальности, отрыве от общегосударственных задач. Вместе с тем, наши позиции остаются постоянными, в том числе, решение проблем репатриантов на государственном уровне. Судя по результатам прошлых парламентских выборов, когда за НДИ проголосовали 72% олим, народ правильно понимает наше направление.

Израилю, чтобы выбраться из проблем, нельзя мыслить стереотипами и идти по проторенной дорожке. Для этого надо искать нестандартные пути, и Дани Аялону это ясно более чем кому-либо.

Все инициативы, за которые в свое время хватался Израиль, приводили нас в тупик. Это и бесславная инициатива подписания соглашения в Кэмп-Дэвиде, которой 23 сентября исполнилось 30 лет. В тупиковой ситуации мир с Египтом, то же – Осло-«алеф» и Осло-«бет», Ливанская война, Вторая Ливанская война, размежевание, эвакуация Амона. Качественного прорыва нет ни на одном направлении, есть лишь постоянное ухудшение ситуации, как извне, так и внутри страны. Так, лишь непонимание глобальных проблем привело к безумному факту, когда Верховный раввинатский суд принял беспрецедентное решение, что все "гиюры" проведенные с 1999 года, раввином Хаимом Друкманом, недействительны. Но безумство не может быть безграничным, - спохватились, остановив такую нелепость.

Отвечая на вопрос о конкуренции между партиями, Либерман сказал:

- У нас, помимо «Ликуда», нет конкурентов, как на «русской улице», так и среди коренных израильтян. «Авода» и «Кадима» в этом плане являются нерелевантными. Проблема правого лагеря в том, что он преуспел лишь в выдвижении лозунгов, но в остальном ничего не добился. Как «левые», так и «правые» инициативы – это дорога в никуда. В чем, с моей точки зрения, проблема «Ликуда»? Прежде всего, эта партия ни с чем, не соглашаясь, ничего не предлагает взамен. «Ликуд» постоянно мечется. Эта партия была автором Кэмп-Дэвида. Поначалу категорически отвергая Осло, впоследствии продолжила это направление. «Ликуд» (тогда еще не было «Кадимы») утвердил Дорожную карту, все «ликудники» в Кнессете голосовали за размежевание, в том числе Ципи Ливни, Бениамин Нетаниягу, Юваль Штайниц. Метания «Ликуда» и в дальнейшем никуда не приведут.

В отличие от «Ликуда», у НДИ есть четкое и последовательное мировоззрение, причем не только в вопросах территории Израиля, но и по устройству государственной структуры

После стольких провалов почему-то никто не желает делать выводы, что в итоге дает нестабильность политической системы государства. За короткую жизнь страны у нас сменилось 10 министров финансов, 11 министров иностранных дел. Президентская система правления – не моя прихоть, а назревшая необходимость.

Если состоятся выборы, и победит «Ликуд», войдет ли НДИ в коалицию?

- Я далеко не уверен в этом, - ответил на данный вопрос Либерман. - «Ликуд» голосует против вопросов, которые НДИ поднимаем на щит: гражданские браки, «гиюры». Кроме того, в последнее время у Нетаниягу наблюдаются раболепие перед «Агудат Исраэль», заискивание перед «Яадут а-Тора». Такой крен вызывает неприятное ожидание «сюрпризов» от будущего и не дает чувства перспективы.

Авигдор Либерман ответил также на множество других вопросов, интересовавших участников встречи, в том числе и о работе русскоязычных израильских СМИ.

При этом Либерман отметил: даже не являясь пользователем интернета, в любом случае, он знакомится с публикациями, анализирует их содержание, что позволяет ему сделать вывод о тенденциях печатных материалов и тенденциозности СМИ. По мнению Либермана, ивритоязычные электронные и печатные СМИ, в основном, нацелены на определенные социальные слои общества, поднимая темы, близкие их представителям, страстно отстаивая их интересы. Русскоязычные средства массовой информации, напротив, пытаются продемонстрировать свою беспристрастность перед коренными израильтянами, игнорируя важные для русскоязычной аудитории проблемы, которые постоянно поднимает НДИ. Желая особо подчеркнуть беспристрастность, «русские» СМИ считают своим долгом лишний раз раскритиковать НДИ. В итоге столь важные и первостепенные темы для репатриантов, как «гиюры» и гражданские браки, переходят на второй план.

- Мы не призываем расхваливать нас, мы за критику, но критика должна быть конструктивной, - заявил Либерман. – Такой, чтобы можно было оттолкнуться от нее: пересмотреть какие-то моменты или, наоборот, упрочить свои позиции. Критика ради критики не дает результатов. А подача материалов должна быть объективной.

***

Помните? - в одном из любимых мультиков лейтмотивом была фраза «А Баба Яга – против!» На сей раз знатная сказочная героиня была за – за встречу, и она состоялась - в тель-авивском ресторане с символическим названием "Баба-Яга". В ходе встречи, в преддверии еврейского нового года, поднимались чарки с крепкими напитками, но злые чары «Костяной ноги» не воздействовали на кого-либо. Напротив, участники пришли к выводу, что проблемы, поднятые на встрече, требуют реального вмешательства, и решать их следует не чарами, а конкретным воплощением.

Геннадий Разумов, «Мнения»

Комментариев нет: