вторник, 28 октября 2008 г.

Израиль накануне выборов

Уже ни для кого не секрет, насколько значительно влияние «русских» голосов на результаты выборов в Израиле. Именно поэтому все крупнейшие политические партии перед выборами вспоминают про репатриантов и активизируют свою работу на «русской улице». По последним опросам среди русскоязычных избирателей наибольшей популярностью пользуется лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман, второе место занимает глава Ликуда Беньямин Нетаниягу, за ними следует председатель «Кадимы» Ципи Ливни и возглавляющий Аводу Эхуд Барак.


Авигдор Либерман, репатриант из Молдавии, в свое время пришел туда, где все давно уже было поделено. Чужак в вотчине потомственных политиков, он сумел выйти на первые роли в Ликуде. И когда руководство партии сдвинулось влево, признав соглашения в Осло, он вышел из нее и создал свою. НДИ создавалась как секторальная партия, но постепенно она превратилась в общеизраильскую - около 30% ее избирателей не являются репатриантами. Либерман заметно отличается от остальных политиков. Он решает проблемы, а не танцует многолетние ритуальные танцы вокруг них. Левые считают его расистом, правые обвиняют в левизне. Он вне замкнутого круга борьбы и единства противоположностей, в котором традиционно существует израильская политика. Выделив самые серьезные задачи, которые стоят сейчас перед государством - иранскую угрозу и проблему израильских арабов, он предлагает немедленные эффективные решения. Основные пункты в программе НДИ: государственная и судебная реформы, принятие конституции, принятие нового закона о гражданстве, осуществление плана обмена территориями и населением, демонополизация и приватизация в экономической сфере.



Биньямин Нетаниягу хороший экономист, но плохой политик. Он слишком слаб духом и чересчур подвержен чужому влиянию. Он очень хочет нравиться всем. И это толкает его на решения, которые входят в непримиримое противоречие с декларируемыми им принципами. Его нерешительность стала притчей во языцех. Для главы государства ему не хватает твердости. Он тверд и бескомпромиссен в экономических вопросах, потому, что точно знает, что и как надо делать. Как и Либерман в политике. Нетаниягу перед выборами переполняют наилучшие намерения. Он гневно порицает, совершенно справедливо, провальную политику нынешнего правительства и полон решимости все изменить к лучшему, причем, абсолютно искренне. Но, столкнувшись с поствыборной действительностью, начнет лихорадочно искать выход из непростой ситуации, которую достаточно легко можно было спрогнозировать изначально, и, в конце концов,пойдет на компромиссы, идущие вразрез с его предвыборными обещаниями. Так, победив в выборах 1996 года благодаря обещаниям денонсировать соглашения в Осло, он не только не сделал это, но и продолжил «мирный процесс», результаты которого придется пожинать еще нашим детям. Потом он оправдывался: «Но я же отдал всего 2% территории...». Но имидж борца за целостность Эрец Исраэль уже был изрядно подпорчен - в Уан-Плантейшен он отдал арабам 13% территории Иудеи и Самарии. А в 2005-ом он проголосовал за «компромиссный» проект Ципи Ливни, который дал «зеленый свет» процессу размежевания. Это голосование стало приговором Гуш-Катифу. Уже потом, 17 августа 2005 года, Нетаниягу подал в отставку с поста министра финансов в правительстве Шарона, за неделю до начала реализации плана размежевания. Если бы он сразу проголосовал против, если бы поддержал Узи Ландау - размежевание бы не состоялось. Он должен был уйти в отставку еще тогда, когда Шарон уволил министров от блока «Национальноае единство» - Авигдора Либермана и Бени Элона, которые были последним препятствием на пути реализации плана трансфера евреев. Основополагающий пункт в программе Ликуда гласит: "способствовать заселению всех частей Эрец Исраэль и распространению на них израильского суверенитета". Но политика этой партии на деле не имеет ничего общего с тем, что записано в программе. Не даром Ликуд стал кузницей кадров для такого оппортунистического образования, как Кадима.

Принципиальная разница между НДИ и Ликудом заключается не в их политических платформах. Разница в подходе. Ликуд не имеет четкого плана разрешения той проблемной ситуации, в которой стараниями предыдущих правительств оказался Израиль. Пытаясь найти компромиссные решения, он снова скатится на позиции своих идеологических противников, как это уже было в прошлом. В лучшем случае, проблема будет просто законсервирована. У НДИ же, напротив, есть программа, включающая в себя решение всех основных проблем, стоящих сейчас перед государством. До ближайших выборов эти проблемы решать никто не будет - Ципи Ливни не до того. Ей бы удержать власть. В лучшем случае, она просто не успеет усугубить и без того непростую ситуацию.


Ципи Ливни - происходит из той самой израильской «политической аристократии», где депутатское кресло передается по наследству. Ее отец, Эйтан Ливни - был депутатом Кнессета. Как и отец Эхуда Ольмерта, Мордехай Ольмерт. Своей головокружительной политической карьерой Ливни обязана Ариэлю Шарону, который в 2001 году назначил дочь своего друга министром регионального развития. В 2005 году она уже была министром юстиции. Именно тогда был представлен ее «компромиссный» проект, благодаря которому удалось «подписать» Нетаниягу под программой размежевания. Кадима - это партия, руководство которой составляют ренегаты Ликуда, в которой собрались оппортунисты из самых разных партий, которые придерживаются абсолютно противоположных взглядов. В программе партии сказано: "Партия Кадима видит свою основную цель в продолжении мирного процесса. Мы будем делать все возможное для установления постоянных границ Израиля и достижения мира и безопасности в регионе". Но политику партии определяют не программа, не взгляды ее членов, а сиюминутные интересы ее руководства. Основные достижения деятельности Кадимы, как правящей партии: трансфер евреев из Гуш-Катифа, как следствие - создание хамасовского государства в Газе и многолетние ракетные обстрелы Израиля, провальная Вторая Ливанская война. В своем последнем интервью Эхуд Ольмерт заявил, что Израиль должен отдать палестинцам все контролируемые территории,а Сирии Голанские высоты. Если бы Ливни удалось сколотить коалицию и продолжить с того места, на котором остановился ольмерт, последствия для страны были бы катастрофическими. В своей «левизне» Кадима перещеголяла Аводу.


С тех пор, как Авода потеряла монополию на эксплуатацию «мирного процесса», она захирела и зачахла. И немалую роль в деградации одной из крупнейших израильских партий сыграл Эхуд Барак. Те два года, которые Барак провел в премьерском кресле, оказались для него непосильным испытанием. Хороший исполнитель не всегда может быть хорошим лидером. Бывшему спецназовцу в трудные моменты явно не хватало того, кто бы отдавал ему четкие приказы. В этом причина его панических метаний и пресловутых «зигзагов». Поспешное бегство из Южного Ливана, результатом которого впоследствии стала Вторая Ливанская война, дорого обошлось Израилю. Только недееспособность сколоченного Бараком правительства спасла Израиль от еще более тяжелых потрясений. Самое яркое, что сделал Барак за время своего премьерства - комическая потасовка в дверях президентской дачи в Кемп-Дэвиде с Ясером Арафатом. В свое время казалось, что политическая карьера его закончена. Ан нет - всплыл снова. Память народная коротка.


Израилю необходима твердая стабильная политическая власть, которая будет бескомпромисно отстаивать интересы еврейского государства. Чехарда премьер-министров и правительств, раздираемых противоречивыми стремлениями, загнала страну в тупик. То, что происходит в стране последнее время, более подобает банановой республике, чем цивилизованному государству. Движение по наклонной плоскости должно быть остановлено. В свое время именно «русские» голоса способствовали приходу к власти правительства Рабина, открывшего ящик Пандоры. Тогда многие просто не понимали, за что именно они голосуют. Будем надеяться, что за прошедшие десятилетия мы чему-то научились и не повторим в очередной раз прошлые ошибки. «Каждый народ заслуживает своих правителей»...

Комментариев нет: