Редакция NEWSru.co.il обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию к бывшему председателю финансовой комиссии Кнессета, депутату от партии "Наш дом Израиль" Стасу Мисежникову.
Господин Мисежников, различные политические деятели выдвинули более десяти программ по спасению экономики, а воз и ныне там. Почему это происходит?
Сейчас в Израиле наблюдается кризис власти. Причем начался он уже давно, а грядущие всеобщие выборы только усугубили его. Людей увольняют, они теряют свои накопления, закрываются заводы, а правительство ничего не предпринимает, зато только ленивый не выдвинул своего плана спасения экономики.
В начале этой недели финансовая комиссия должна была утвердить план министерства финансов по стимулированию экономики. План не полный, в нем есть много лакун, но он был необходим, чтобы начать действовать. Однако в результате план так и не был принят – из-за председателя комиссии Авишая Бравермана, который сорвал заседание.
Все это отдает политиканством, очевидно связанным с праймериз в партии "Авода". Дальше последуют праймериз в "Кадиме", в "Ликуде". В результате мы наблюдаем желание политиков не решать проблемы, а только – говорить о них.
Вопрос спасения пенсионных накоплений является сейчас одной из наиболее "горячих" тем. Нужно ли спасать пенсии, и если да, то как?
Определенная "страховочная сетка" нужна, но распространяться она должна далеко не на всех. Есть группы населения, имеющие государственные пенсионные накопления – они вообще не пострадали. Члены так называемых старых пенсионных фондов потеряли не больше 6-7% накопления – их тоже не нужно спасать.
Я, как представитель партии НДИ, совместно с председателем партии Авигдором Либерманом, подготовил экономический план, в том числе касающийся ситуации с пенсиями. Мы считаем, что "страховочная сетка" должна быть предоставлена людям старше 60 лет, пенсионные накопления которых действительно пострадали от обвала на рынках. Им должны быть предоставлены государственные гарантии прибыли в размере 3% годовых сроком на пять лет, при условии, что они не снимут деньги со своих пенсионных счетов до наступления пенсионного возраста. Точкой отсчета должен стать не январь 2008 года, как требует "Гистадрут", а сентябрь, когда действительно начался обвал на бирже.
Кроме того, необходимо оказать помощь людям пенсионного возраста, накопления которых серьезно пострадали из-за кризиса. Это можно сделать достаточно просто через Институт национального страхования, постепенно возвращая им убытки в виде добавки к пособию по старости. Общая стоимость такого плана – не миллиарды шекелей, о которых говорят минфин и "Гистадрут", а всего 170 миллионов шекелей в год.
Какие еще пункты есть в вашем экономическом плане?
Помимо вопроса пенсий, это инвестиции в инфраструктуру, создание государственного фонда для предоставления ссуд малым и средним бизнесам, ускорение программы по снижению налогового бремени для индивидуумов и предприятий, вложение денег в систему трудоустройства, переквалификации и возрождение системы профессионального образования.
Но это миллиарды шекелей, которые нужно откуда-то брать.
Основная проблема – это не средства, большая часть которых уже давно заложена в бюджет, а снятие бюрократических преград. Такие проекты, как продолжение строительства шоссе 431, железнодорожная ветка Модиин-Иерусалим, железные дороги в Эйлат и в Кармиэль, расширение эйлатского аэропорта, строительство опреснительных установок и солнечных электростанций уже давно включены в бюджет. Таких проектов – десятки, и работы над ними не начинаются из-за отсутствия чьей-то подписи и других бюрократических проволочек.
Кроме того, можно увеличить рамки бюджета и государственный долг. Деньги можно найти, главное – выстроить порядок приоритетов, во главе которого сейчас находится спасение реальной экономики. Например, создавая ссудный фонд для малых и средних бизнесов, как показала практика Второй Ливанской войны, государство практически не понесет расходов.
В 2006 году, после войны, пострадавшие бизнесы получали ссуды под гарантии государства, распространяющиеся на 70% ссуды. Не смогли вернуть ссуды не более 2-3% бизнесов. Сейчас миллиард шекелей, предоставленных государством, позволит банкам выдать малым и средним бизнесам ссуды на 5 миллиардов шекелей, позволив многим из них пережить кризис и избежать увольнений.
Еще один шаг для облегчения ситуации для малых и средних бизнесов – выплата НДС по факту получения оплаты за товар/услугу – тоже не требует бюджетных вливаний.
Сейчас многие в Израиле говорят о конце капитализма. По всему миру идет процесс национализации банков, страховых компаний. В США идет речь о государственном контроле над автомобильными концернами. Возможна ли национализация в Израиле?
В том виде, в котором она сейчас происходит за границей – нет. Израильским банкам не грозит крах благодаря жесткой системе контроля. Я бы даже сказал излишне жесткой. Сейчас Банк Израиля требует от банков уровня достаточности капитала в размере 12%, что ограничивает возможность банков выдавать ссуды. Если это требование будет снижено до 10,5-11%, банкам бы по-прежнему ничего не угрожало, а кризис на рынке кредитования был бы заметно слабее.
Однако мы поддерживаем вмешательство правительства в рынок капитала в виде активной скупки концерновых облигаций, что можно считать видом частичной национализации. Это нужно не для того, чтобы спасти "олигархов" – Леваева, Тшуву и т.д., а чтобы спасти тех, кто вкладывал деньги в их ценные бумаги.
Беседовал экономический обозреватель NEWSru.co.il Михаил Шафранов
Комментариев нет:
Отправить комментарий