среда, 20 июля 2011 г.

Ни дерзости, ни надежды, Или крушение великого правозащитного похода

фото: Михаил Фейгин
Еще год назад  мир возмущался варварством Израиля, силой остановившего «правозащитников»  из «Мава Мармара». Возмущались Барак  Обама и Хилари Клинтон, Николя Саркози  и Дэвид Кэмерон, баронесса Кэтрин Эштон и Пан-Ги Мун. Саркози был «потрясен до глубины души», Кэмерон, выступая в Анкаре, обвинил Израиль в «чрезмерном применении силы», а Обама призвал незамедлительно смягчить блокаду Газы.
Сегодня те же лидеры, сделали все, чтобы новая флотилия захлебнулась, а «летучие» правозащитники в палестинских куфиях не приземлились в аэропорту Бен-Гуриона. Генеральный секретарь ООН, Пан-Ги Мун предостерег организаторов флотилии от провокаций, Квартет призвал «избегать несанкционированных поставок каких-либо грузов в сектор Газа», а полиция европейских стран задержала сотни пропалестинских активистов, пытавшихся подняться на борт авиалайнеров, летящих в Тель-Авив.
Новая флотилия выглядела  по сравнению с прошлой «Непобедимой армадой»: десять судов с более, чем с четырьмя сотнями активистов из 40 стран: известными политиками, писателями, художниками, актерами, религиозными деятелями и журналистами, клявшимися освободить Газу от «оккупации».
Ни одно из судов  не дошло до намеченной цели. Одни были перехвачены греческими ВМС при попытке выйти из порта, другие даже не пытались сделать это, застряв у причалов с неисправленными двигателями и оснасткой. Ирландский "Saoirse" ("Свобода") постигли неприятности еще в турецком порту; шведское судно "Juliano" ("Джулиано") застряло в Пергаме с поломанным винтом двигателя, фрегаты ВМС Греции перехватили «Гернику» с 40 испанскими активистам, пытавшимися выйти с Крита.
1 июля был перехвачен  после выхода из Пирея корабль «Audacity of Hope» ("Дерзость надежды"), а затем та же участь постигла судно «Tahrir» («Свобода»), которое направлялось в Газу с Крита. На том же Крите была отбуксирована в порт яхта «Dignite Al-Karama» с восемью пассажирами, а "Джулиано", все же вышедшее из Пергама в открытое море под флагом Сьерра Леоне, вернулось назад после того, как власти этого африканского государства отменили лицензию судна.
«Великая армада»  была рассеяна, даже не приблизившись  к берегам Газы. «После остановки  греческими властями американского  корабля, который называется так  же, как книга Обамы, - "Дерзость надежды", экипажи других судов поняли, что дерзости надежды в этот раз оказалось недостаточно. Иными словами, планам похода в Газу сбыться не суждено», - подытожил провал «флотилии» Джампаоло Кадалану в итальянской La Repubblica. Все, что оставалось сделать защитникам «осажденной Газы» - сбросить в море бутылочки с посланием и «маленьким подарком для жителей сектора».
Не меньшее фиаско потерпели и «летучие» освободители палестинцев. «Защитники» палестинского народа вынуждены были распроститься со своей миссией уже в аэропортах европейских стран. Одна только "Люфтганза" сняла с самолета, летящего в Израиль, десятки пассажиров. То же самое произошло с пацифистами и анархистами, пытавшимися подняться на борт самолетов компаний швейцарской "Свисс Эйр", венгерской "Малев", итальянской "Алиталия". Швейцарская полиция задержала 40 активистов, устроивших беспорядки из-за того, что их не пустили на рейс Женева-Тель-Авив. В общей сложности, по утверждению агентство France Press, было предотвращено прибытие в Тель-Авив около 200 человек, а те, что все же приземлились, были задержаны и ждут своей высылки обратно.
У главы правительства, израильского МИДа и полиции есть все основания испытывать удовлетворение. В самом деле, в Иерусалиме провели многоплановую и основательную работу, сделав выводы из уроков первой «флотилии».
«Нас пытались пугать политическим цунами в результате морского рейда к берегам сектора Газа и в аэропорт Бен-Гурион. Ничего подобного не произошло. Израиль смог четко объяснить свою позицию международному сообществу и вашингтонской администрации»", - заявил министр иностранных дел Авигдор Либерман в интервью радиостанции "Коль Исраэль".
Сам он использовал  всевозможные дипломатические рычаги для срыва флотилии: начиная от обращений к дружественным европейскими политикам, в частности, к немецкому и итальянскому коллегам Гвидо Вестервелле и Франко Фраттини, и кончая просьбой к президенту Сьерра Леоне Эрнсту Бею о лишении "Джулиано" права подымать флаг этой страны. 
МИД передал европейским дипломатам и авиакомпаниям «черный список» из 350 имен «воздушных» правозащитников, подчеркнув, что «борцов за палестинское дело» не только не впустят в Израиль, но возвращать их назад придется авиакомпаниям за свой счет.
Наконец, значительную роль сыграла политика сближения Иерусалима с Афинами. Напомним, после фактического разрыва отношений с Турцией израильское правительство взяло курс на союз с Грецией, в свою очередь заинтересованной в том, чтобы открыть новую страницу отношений с еврейским государством. Премьер-министр Георгиос Папандреу, изменив более чем прохладный курс его отца Андреаса Папандреу, побывал летом 2010 года с официальным визитом в Израиле, а затем принял в Афинах Биньямина Нетаниягу. Угроза растущей турецкой экспансии, вялая и непоследовательная политика США и Западной Европы, не способных сдержать амбиции Анкары, стремление греков использовать экономический опыт Израиля, с одной стороны, и потребность Израиля в воздушном пространстве для тренировок ВВС и политическом влиянии Греции - с другой, обусловили закономерность сближения двух ведущих государств Восточного Средиземноморья. Как заявил один из высокопоставленных офицеров ЦАХАЛа журналу Israel Defense, «греки рады занять место Турции в качестве союзника Израиля».
В этой ситуации крайней  близорукостью, если не сказать более, выглядело требование Эхуда Барака извиняться перед турками, а не менее  откровенной слабостью, если верить СМИ, готовность Нетаниягу последовать  этому совету. Подобное изменение  ни на йоту не улучшило бы отношения с Анкарой, сделавшей ставку на сближение с арабами, но стало бы бессмысленным унижением и подрывом доверия к Израилю со стороны балканских государств, в частности, Греции, Болгарии и Румынии, заинтересованных в нашей стране как сильном союзнике перед лицом возрождающихся османских претензий.
«Эрдоган не ищет урегулирования, он стремится унизить  и оскорбить нас», - оправданно заявил Либерман.
Более того, извинение  выглядело бы безрассудством на фоне недавней публикации чернового варианта отчета комиссии по расследованию инцидента с «Мави Мармара», возглавляемой бывшим премьер-министром Новой Зеландии Джеффри Палмером. Согласно отчету, израильские военнослужащие при перехвате "Мави Мармара" применили чрезмерную силу, а сам перехват был осуществлен в нейтральных водах. Однако, подчеркивается в отчете, морская блокада сектора Газы легитимна, и соответственно была легитимна и операция ЦАХАЛа по перехвату флотилии. Отчет подвергает резкой критике действия правительства Турции и исламистской организации IHH, организовавших флотилию и, по всей видимости, комиссия Пальмера, признает, что в трагическом инциденте виноваты правительство Турции и организация IHH.
Результаты работы комиссии – несомненно, можно причислить к крупному успеху нашей дипломатии, и извинения перед Турцией в этом контексте перечеркивает все дивиденды, которые он дает Израилю.
Международные обозреватели однозначно расценивают происшедшие  события как успех израильской  дипломатии. «Решение Греции помешать подготовке к отплытию флотилии гуманитарной помощи в Газу стало последним видимым знаком сближения между Грецией и Израилем, начавшегося летом прошлого года», - пишет Le Monde, цитируя Либермана, подчеркивающего, что блокирование флотилии - результат «дипломатических усилий».
«Принимая во внимание свое нынешнее экономическое положение, Греция не хочет портить свои отношения  с Израилем», - ссылается Le Monde на советника по Ближнему Востоку во Французском институте международных отношений Дени Бушар.
Действительно, события и тенденции, которые выглядят разрозненными и на первый взгляд не связанными, являются звеньями наступательной и многоступенчатой стратегии, которую впервые за многие годы проводит МИД. Отчет Палмера; статья-раскаяние судьи Ричарда Голдстоуна около полугода назад в Washington Post; флаги Израиля, поднятые в Джубе на торжестве провозглашения независимости Южного Судана; блокирование США, Канадой, Германией, Чехией и Россией бельгийской инициативы о принятии в ряды ОБСЕ Ливана и ПА – все это фрагменты широкого дипломатического наступления, проводимого Иерусалимом. 
«Дерзость надежды» приносила успех до тех пор, пока Израиль проводил невнятный, непоследовательный и сумбурный курс, на ходу латая  прорехи, растерянно реагируя на атаки  и твердой аргументации предпочитая  извинения. В момент, когда на смену  этому курсу пришла активная, расчетливая контратакующая игра, не осталось ни дерзости, ни надежды.  
 Еще год назад  мир возмущался варварством Израиля, силой остановившего «правозащитников»  из «Мава Мармара». Возмущались Барак  Обама и Хилари Клинтон, Николя Саркози  и Дэвид Кэмерон, баронесса Кэтрин Эштон и Пан-Ги Мун. Саркози был «потрясен до глубины души», Кэмерон, выступая в Анкаре, обвинил Израиль в «чрезмерном применении силы», а Обама призвал незамедлительно смягчить блокаду Газы.

Сегодня те же лидеры, сделали все, чтобы новая флотилия захлебнулась, а «летучие» правозащитники в палестинских куфиях не приземлились в аэропорту Бен-Гуриона. Генеральный секретарь ООН, Пан-Ги Мун предостерег организаторов флотилии от провокаций, Квартет призвал «избегать несанкционированных поставок каких-либо грузов в сектор Газа», а полиция европейских стран задержала сотни пропалестинских активистов, пытавшихся подняться на борт авиалайнеров, летящих в Тель-Авив.

Новая флотилия выглядела  по сравнению с прошлой «Непобедимой армадой»: десять судов с более, чем с четырьмя сотнями активистов из 40 стран: известными политиками, писателями, художниками, актерами, религиозными деятелями и журналистами, клявшимися освободить Газу от «оккупации».

Ни одно из судов  не дошло до намеченной цели. Одни были перехвачены греческими ВМС при попытке выйти из порта, другие даже не пытались сделать это, застряв у причалов с неисправленными двигателями и оснасткой. Ирландский "Saoirse" ("Свобода") постигли неприятности еще в турецком порту; шведское судно "Juliano" ("Джулиано") застряло в Пергаме с поломанным винтом двигателя, фрегаты ВМС Греции перехватили «Гернику» с 40 испанскими активистам, пытавшимися выйти с Крита... Читать дальше...

Комментариев нет: